Об абсурде морального релятивизма и субъективизма

Все моральные суждения о правах человека — это не более, чем проекция чьего-то психологического состояния («это возмутительно!» или «это похвально»), не имеющая объективных основ.

Моральные суждения приобретают ярлык добра и зла только из-за того, что мы принимаем решение в пользу них, а не наоборот.

Суждение о том, что никто не имеет права навязывать другим своё представление о добре и зле не является заявлением релятивиста, так как такой человек утверждает о существовании универсального принципа толерантности. Релятивист же скажет: если культура, к которой ты себя причисляешь заявляет, что навязывать свои взгляды о добре и зле является разрешенным, то это разрешено для тебя, даже если это является морально недопустимым для культуры, которой ты это навязываешь. Вместен с тем, такое суждение имеет описательный характер, но не нормативный. То есть, если кто-то говорит, что это релятивистское моральное суждение, таково согласно представлениям моей культуры, то такое заявление является социологическим фактом, но никак не моральным. Это просто описание чьего-то психологического состояния и построения чьего-то общества. Пытаясь заявлять, что рабство было морально допустимым для английского общества 18 века, мы просто описываем факт того, как люди вели себя в то время. И если мы хотим ввести элемент осуждения или одобрения, что необходимо для того, чтоб привнести нормативный характер суждению, а не только описательный, то мы должны апеллировать к некоему Абсолюту, чего как раз-таки, релятивисты избегают. Возражения о том, что мои заявления — это просто мои предпочтения о том, как я хочу жить, утрачивают любую нормативистскую коннотацию и являются не более чем выражением чьих-то эмоций.

У светского мировоззрения только два пути: это нигилизм Ницше (отрицание существования морального компаса) или Аристотель (попытка его найти в неком предназначении вселенной, что, так или иначе, должно основываться на теистическом/деистическом или пантеистическом взгляде на мироздание).

Все остальное — это тщетные попытки найти углы у круга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.